Ребёнок в 5 месяцев

Обычно 4-5-месячные дети — «законченные трудоголики», благодаря упорству и сообразительности им порой удается проделать такие трюки, которые по возрасту и физическому развитию вроде бы еще «не положены». Например, пытаясь сесть, они изо всех сил стараются оторвать спину от кроватки, но голова «перевешивает» — и ребенок буквально «встает на мостик».

Но тут их подстерегает несколько неожиданностей. Во-первых, спина действительно еще слаба и сгибается под тяжестью головы (укрепить мышцы спины можно с помощью массажа и упражнений. Во-вторых, для того чтобы удержать равновесие, нужно упираться обеими руками в дно кроватки, иначе завалишься на бок. И наконец, в-третьих, в ногах еще сохраняется остаточный гипертонус, ребенок не может выпрямить их в коленях и сидит почти «по-турецки», что окончательно сводит на нет его устойчивость. Поэтому, если такого ребенка посадить «насильно» (например, в детское креслице), он действительно может заработать искривление позвоночника (особенно если страдает рахитом); если же он сел сам, то ничего страшного не случится — мудрая природа через несколько секунд вновь уложит на бочок маленького труженика.

Некоторые дети не делают попыток сесть. Они уже пришли к выводу, что «движение — счастье мое!», и одержимы идеей ползания. Некоторые из них решают делать все по правилам и учатся вставать на четвереньки, а затем шагать. Другие начинают ползать «гусеничкой»: сначала из «позы тюленя» высоко поднимают плечи, затем клюют носом в пеленку и подтаскивают зад и ножки, потом толкаются ножками, преодолевая пару сантиметров, и — все сначала. Третьи просто беспорядочно молотят по пеленке руками-ногами. Если их положить на гладкую поверхность, они начинают вращаться вокруг собственного пупка. Через некоторое время они выработают «стиль краба» — лежа на животе, выбрасывают вперед обе руки и, толкаясь коленями, проползают вперед. Четвертые, не мудрствуя лукаво, просто перекатываются из конца в конец кроватки со спины на живот и обратно на спину.

Если бодрствующий ребенок не пытается сесть или поползти, он, скорее всего, упражняет мышцы спины и живота, лежа в позе «самолета» или «рыбки» — на животе, как можно выше подняв плечи и ноги, и радостно гулит. Если он и этого не делает, значит, ему в руки попалась какая-нибудь игрушка и он сосредоточенно ее ощупывает, обнюхивает и облизывает.

В этом возрасте объект исследования, как правило, тут же оказывается во рту исследователя, чему весьма способствуют чешущиеся в преддверии первой пары зубов десны.

За всеми этими развлечениями мы чуть было не упустили из виду главное: малыш наконец научился самостоятельно брать предметы. Теперь он несколько раз переводит взгляд с игрушки на свою ладошку, затем, прицелившись, медленно подводит ручку к вожделенной игрушке и... цап! — она уже у него в кулачке! Пока он еще хватает игрушку именно всей ладонью, противопоставляя большой палец остальным четырем (если он этого не делает, аккуратно и вежливо поправляйте его захват). Пока что это — захват обезьянки. Брать игрушку кончиками пальцев он научится гораздо позже.

Если дать ему мячик покрупнее, он, пожалуй, попытается схватить его двумя руками. Только при этом он снова не будет использовать пальцы.

Руки скорее похожи на две половинки клещей. Но и это умение придет со временем.

И, наконец, третье, чего не умеет малыш, — отложить игрушку, а потом снова вспомнить о ней. Она сама выпадает из руки, когда ребенок отвлекается на что-нибудь другое. И, упустив игрушку, малыш тут же про нее забывает, словно она перестала существовать.

Развлекать 4-5-месячного малыша обычно проще простого.

Алешка в этом возрасте часами играл с жестяной банкой из-под кофе, одна половина которой была выкрашена красной краской, а другая — черной. Банка была его любимой игрушкой, и в течение примерно месяца ко всему другому он относился презрительно. Другим «фаворитом» был маленький жестяной барабан, по которому он к 5 месяцам научился колотить погремушкой.

Как и раньше, старайтесь, чтобы у бодрствующего ребенка был хороший обзор, чтобы он видел вас и то, что вы делаете.

Пусть еще «с пеленок» он будет членом семьи. Четырехмесячного ребенка можно (с разрешения невропатолога и ортопеда) на 10-15 минут сажать в прыгунки (или, точнее, «подвешивать», поскольку, пока ребенок не научился сидеть самостоятельно, он должен висеть на ремнях, продетых под мышки, — обратите на это внимание, когда будете покупать прыгунки).

Игры и упражнения

Какие разные игрушки!

Нужно: игрушки для подвешивания — шарики разных цветов, размеров и формы, цилиндры из разной ткани, деревянные или пластмассовые, мягкие игрушки — животные, грибочки, овощи, ягоды и проч.
Ребенок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом или материалом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зеленый огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте игрушки: «Ша-а-рик!», «Ку-у-бик!».

Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребенку самостоятельно схватить и пощупать их.
Если ему еще трудно это сделать, помогите ему. Затем повторите это же упражнение, когда ребенок лежит на животе, чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.

Подтанцовывание

Поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе. Малыш будет притопывать и «подтанцовывать» на месте. Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы». Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, побуждайте его встать на полную стопу.

Автор: Елена Первушина

Отрывок из книги "Настольная книга молодой мамы".

Опубликовано с разрешения автора.

Купить книгу:

OZON.ru - Книги | Настольная книга молодой мамы | Елена Первушина | Лучшая книга о ребенке | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9684-0666-8 OZON.ru - Книги | Настольная книга молодой мамы | Елена Первушина | Лучшая книга о ребенке | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9684-0666-8

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить